A- A A+
ГУ «Управление предпринимательства и промышленности Акмолинской области» ГУ «Управление предпринимательства и промышленности Акмолинской области»
Қаз | Рус | Eng
Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности отдела развития малого и среднего предпринимательства

«Согласовано»
Руководитель ГУ «Управление
предпринимательства и
промышленности Акмолинской области»
____________________ Е. Жаксылыков
___ _________________2018 года

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности отдела развития малого и среднего предпринимательства государственного учреждения «Управление предпринимательства и промышленности
Акмолинской области»

В соответствии с приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12 «Об утверждении Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков», принят приказ от 18 мая 2018 года № 35-о «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков» (далее-Приказ). Данный приказ принят для проведения внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности отдела развития малого и среднего предпринимательства (далее-Отдел).

Период проведения анализа: с 21 по 25 мая 2018 года.

Анализируемый период: с 1 января 2018 года по 30 апреля 2018 года.

Приказом утверждена рабочая группа из 3 человек, в составе: заместителя руководителя управления, главного специалиста — юриста и представителя неправительственной организации.

Положение ГУ «Управление предпринимательства и промышленности Акмолинской области» (далее-Управление) утверждено постановлением акимата Акмолинской области от 22 августа 2016 года № А-10/408.

Распоряжением акима Акмолинской области от 20 декабря 2017 года № 133-л/с руководителем Управления предпринимательства и промышленности Акмолинской области назначен Жаксылыков Е.Ж.

Контрольные функции Управление не осуществляет.

В арендуемом Управлением помещении установлены график работы и телефон доверия: 24-00-00. Также для людей с ограниченными возможностями имеется пандус с кнопкой вызова и лифт.

Руководителем Управления утверждено положение об Отделе, которое регламентирует деятельность, а также отражает задачи и функции Отдела.

В ходе проведенного анализа установлено, что одной из функций Отдела является обеспечение и ответственность за реализацию программы «Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее-Программа). В рамках данной программы Отделом оказываются 4 государственные услуги:

1)Предоставление субсидирования части ставки вознаграждения по кредитам в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020»;

2)Предоставление гарантий по кредитам субъектов частного предпринимательства в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020»;

3)Предоставление государственных грантов в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020»;

4)Предоставление поддержки по развитию производственной (индустриальной) инфраструктуры в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020».

В целях реализации вышеуказанных государственных услуг приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 апреля 2015 года № 352 утверждены Стандарты (далее-Стандарт) на основе Правил, утвержденных постановлениями Правительства Республики Казахстан от 19 апреля 2016 года № 234, от 31 марта 2015 года № 168 (далее-Правила). Регламенты государственных услуг утверждены постановлением акимата Акмолинской области от 15 июня 2015 года № А-6/274.

Отделом за указанный анализируемый период оказана 1 государственная услуга («Предоставление поддержки по развитию производственной (индустриальной) инфраструктуры в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020») и предоставлено 10 отказов в оказании госуслуги (Предоставление государственных грантов в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020»).

По указанным 10 отказам установлена недостоверность и неполный перечень документов, представленных услугополучателями для получения государственной услуги.

К примеру ТОО «DML» в представленном перечне документов согласно п.9 Стандарта, в справке об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет, которая должна быть выдана не позднее, чем за 30 календарных дней до даты обращения, имеется задолженность в размере 120 382, 12 тенге.

В соответствии с пп.1 п.13 Правил предоставления государственного гранта, гранты не могут быть предоставлены предпринимателям имеющим задолженность по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет. Отделом на основании п.9-1 Стандарта предоставлен мотивированный отказ в оказании госуслуги. Нарушение срока установленного Правилами отсутствует.

ИП «Балдаурен» не предоставлена копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Отделом в соответствии с п.п.2 п.9-1 Стандарта, предоставлен отказ в оказании госуслуги. Согласно п.9 Стандарта, предоставление указанного документа предусмотрено перечнем документов, необходимых для оказания государственной услуги.

Однако, согласно п.9-2 Стандарта, сведения о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица услугодатель может получить из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства».

В связи с чем, отделу необходимо инициировать предложение разработчикам Стандартов и Правил об исключении указанного документа из перечня документов, необходимых для оказания государственной услуги.

Кроме того, для постановки на регистрационный учет в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо направляет в налоговый орган уведомление о начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, которое согласно налогового законодательства РК, является подтверждением о постановке на регистрационный учет в налоговом органе в качестве индивидуально предпринимателя.

В соответствии со ст.19 Закона РК «О государственных услугах», требования и порядок оказания государственных услуг услугодателями определяются стандартом и регламентом государственных услуг. В случаях представления услугополучателем неполного пакета документов согласно перечню, предусмотренному стандартом государственной услуги, и (или) документов с истекшим сроком действия услугодатель отказывает в приеме заявления.

По предосталенным 10 отказам в оказании государственной услуги «Предоставление государственных грантов», специалист канцелярии ответственный по приему и регистрации документов вправе был отказать в приеме заявлений. Тем самым, нарушив принцип, недопустимости проявлений бюрократизма и волокиты при оказании государственных услуг со стороны услугодателя. В этой связи специалисту канцелярии необходимо рекомендовать при приеме и регистрации документов для оказания государственных услуг, руководствоваться требованиями Стандартов и регламентов, так как он принимает участи и взаимодействует в процессе оказания государственных услуг.

По результатам проведенного правового мониторинга нормативных правовых актов регламентирующих порядок оказания вышеуказанных государственных услуг, установлены следующие противоречия норм Правил к Стандартам и регламентам оказания государственных услуг:

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2017 года № 940 внесены изменения в Правила оказания государственных услуг.

Согласно Правил региональный координатор Программы это определяемое акимом области структурное подразделение местного исполнительного органа, ответственное за реализацию Программы на областном уровне.

Местный координатор Программы это определяемое акимом области структурное подразделение города/района, осуществляющее консультационное сопровождение предпринимателей по подготовке и сбору документов, необходимых для участия в Программе.

Внесенными изменения в Программу, предприниматель может обратиться к местному координатору Программы только за получением консультационной поддержки по вопросам подготовки заявки и сбора документов для участия в Программе. Прием заявлений и выдача реультатов оказания государственных услуг в рамках Программы осуществляется региональным координатором Программы.

В связи с чем, указанное изменение противоречит действующим Стандартам и Регламентам оказания государственных услуг. Требуется внесение изменений в части приема заявлений и выдачи результатов оказания государственных услуг только Региональным координатором Программы. Процедура приема и регистрации заявлений несет возникновение коррупционного риска в создании барьера в предоставлении государственной услуги, либо оказания предпочтения при приеме заявлений.

Кроме этого, внесены изменения в порядок оказания государственной услуги «Предоставление государственных грантов».

До внесенных изменений рассмотрение конкурсных заявок для участия в Программе предоставления государственных грантов проводилось в два этапа.

1) Рассмотрение проекта на заседании Конкурсной Комиссии;

2) Рассмотрение протокола заседания Конкурсной комиссии Региональным координационным советом (консультативно-совещательный орган, создаваемый и возглавляемый акимами областей, городов Астаны и Алматы, с участием представителей бизнес-сообщества не менее 50 % от общего числа).

Согласно внесенных изменений в Программу, предоставление государственных грантов осуществляется только конкурсной комиссией. То есть, решение о возможности/невозможности предоставления государственного гранта принимается конкурсной комиссией. Второй этап рассмотрения конкурсных заявок Региональным координационным советом исключен.

Это противоречит Регламенту оказания госуларственной услуги. Таким образом, Отделу необходимо рекомендовать разработать проект регламента оказания государственной услуги с последующим его утверждением, в части исключения второго этапа оказания государственной услуги (РКС).

В соответствии с п. 17 Правил предоставления государственных грантов для организации и реализации проектов в рамках Программы, прием заявлений для участия в Программе осуществляется после опубликования в областном региональном еженедельном печатном издании объявления о проведении конкурса.

Однако, данная процедура не указана в стандарте и регламенте государственной услуги. Это несоответствие способствует вводу в заблуждение услугополучателей и созданию условий возникновения коррупции.

Также по вышеуказанной государственной услуге результатом оказания является договор о предоставлении гранта. Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 ноября 2015 года № 736 утверждена типовая форма договора о предоставлении гранта. Однако, стандартом государственной услуги типовая форма договора о предоставлении гранта не предусмотрена.

Управлением 4 августа 2017 года № 01-06/3271 было направлено предложение в МНЭ РК о внесении изменений в стандарт государственной услуги «Предоставление государственных грантов в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020».

Наличие противоречий (несоответствий) норм стандарта с действующими нормативно-правовыми актами влечет за собой нарушение принципа подотчетности и прозрачности в сфере оказания государственных услуг, предусмотренного ст.3 Закона «О государственных услугах».

В период с 21 по 29 сентября 2017 года, Департаментом агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции по Акмолинской области проведен внешний анализ коррупционных рисков. По деятельности отдела установлено отсутствие прозрачности процесса оказания государственной услуги.

В соответствии с п.26 Правил предоставления государственных грантов, Конкурсная комиссия в соответствии с законодательством РК и настоящими Правилами предоставления государственных грантов при проведении Конкурса осуществляет следующие функции:

- рассматривает бизнес-проекты участников конкурсного отбора;

- дает рекомендации о предоставлении грантов или отказе в их предоставлении.

В ходе анализа установлено, что Конкурсная комиссия, кроме реализации указанных двух функций, определяет размер (в денежном эквиваленте) предоставляемого гранта предпринимателям. Данное действие является неправомочным и не входит в компетенцию Конкурсной комиссии, так как не наделено такими полномочиями. Тем самым, отсутствие утвержденного на законодательном уровне порядка распределения грантов между предпринимателями, создает условия для коррупционных проявлений.

Акиматом Акмолинской области принято Постановление № А-8/395 от 27 августа 2014 года «Об образовании регионального координационного совета при акимате Акмолинской области» с утверждением его состава. Однако до сегодняшнего дня не утверждено в установленном порядке положение указанного координационного совета. В связи с чем, отсутствует возможность определить функции, задачи, правовые и организационные основы деятельности координационного совета, что в свою очередь ставит под сомнение правомерность его действий, а также компетентность в принимаемых решениях при реализации государственной политики индустриально-инновационного развития области.

Отсутствие прозрачности и регламентированных действий консультативно–совещательных органов не исключает возможность возникновения в их деятельности причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

В целях устранения выявленных коррупционных рисков Отделом 4 октября 2017 года № 01-06/3505 направлены предложения о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовые акты регламентирующие порядок предоставления государственных услуг в рамках Программы.

По итогам проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Отдела, рабочая группа рекомендует:

1.Повторно внести предложения в уполномоченный орган по разработке стандарта государственной услуги «Предоставление государственного гранта», в части включения типовой формы договора о предоставлении гранта в Стандарте. Также пред усмотрения процедуры в Стандарте и Регламенте, что приема заявлений для участия в Программе осуществляется после опубликования в областном региональном еженедельном печатном издании объявления о проведении конкурса;

2.Разработать проект регламента оказания государственной услуги «Предоставление государственных грантов» с последующим его утверждением, в части исключения второго этапа оказания государственной услуги (РКС);

3.Внести предложение в уполномоченный орган по разработке о внесении изменений в части приема заявлений и выдачи результатов оказания государственных услуг только Региональным координатором Программы;

4.Внести предложение в уполномоченный орган по разработке об исключении копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) из перечня документов, необходимых для оказания государственной услуги;

5.Внести предложение в уполномоченный орган по разработке и утверждении нормативного документа (методического характера) в части выработки основных критерий для определения размера (в денежном эквиваленте) предоставляемого предпринимателям государственного гранта;

6.Разработать и утвердить в установленном законодательством порядке положение о Координационном совете Акмолинской области с указанием в нем полномочия заместителя председателя совета;

7.Специалисту канцелярии при приеме и регистрации документов для оказания государственных услуг, руководствоваться в строгом соответствии с требованиями Стандартов и Регламентов оказания государственных услуг.

Загребин
Александр Витальевич                                                                                 заместитель руководителя управления;

Джумабеков
Марат Кабинович                                                                                    председатель правления общественного объединения                                                                                                             «Ассоциация предпринимателей Акмолинской области»;

Жусупов
Канат Амантаевич                                                                                     главный специалист — юрист.

Дата публикации: 14.06.2018 11:27
Последние изменения страницы: 14.06.2018 11:27
Количество просмотров: 719

egov.kz - государственные услуги и информация онлайн

@2018 ГУ «Управление предпринимательства и промышленности Акмолинской области»
Яндекс.Метрика
Почтовый адрес: 020000, Казахстан, Акмолинская область, город Кокшетау, ул. Абая, 96, 4 этаж
Приемная: 8 (7162) 24-00-00
Электронная почта: depprom@akmo.kz
По вопросам оказания государственных услуг обращаться по телефонам: 8(7162)24-00-30, 24-00-28, 24-00-15, 24-00-16, 24-00-14